Самарский правовой центр Самарский правовой центр
Официальная группа Самарского правового центра
телефон приемной (846) 267-30-76

Журнал «Дело», июнь 2019. Берега отчуждения.
Кто и зачем разделяет жителей Самарской области на «правых» и «левых», практически лишая их речных пассажирских перевозок?

10.07.2019

Журнал «Дело» (июнь 2019)

Главное. Анализ и комментарии

Рубрика: Линия фронта



Берега отчуждения

Кто и зачем разделяет жителей Самарской области на «правых» и «левых», практически лишая их речных пассажирских перевозок «Мы пытались помочь «Самарскому речному пассажирскому предприятию», обращались во все инстанции – в Госдуму, до президента дойдем, чтобы людей не лишали возможности отдыхать на правом берегу Волги, где остались единственные свободные от застроек территории! - Беседа с «Делом» Елены Марковой, главой актива граждан, отдыхающих в районе пристани Шелехметь, напоминала крик души. - Эта эпопея длится с 2012 года! Начались притеснения от нацпарка «Самарская Лука». Сейчас ходят инспекторы, останавливают пенсионеров, мамочек с детьми, постоянно штрафуют, составляют протоколы, доводят людей до суда. Люди не могут спокойно отдыхать, находясь в постоянном стрессе! Мы поддерживаем «Самарское речное пассажирское предприятие» в его позиции, что водная акватория – национальное достояние, и обращаемся к Минприроды РФ, чтобы оно решило этот вопрос в пользу жителей региона!».
В постоянный стресс десятки тысяч жителей Самарской области привел конфликт, грозящий остановкой сообщения водным транспортом между Самарой и правобережными поселками, расположенными на территории национального парка «Самарская Лука».
Мостки-сходни, принадлежащие «Самарскому речному пассажирскому предприятию» (СРПП) на остановочных пунктах-пристанях правобережья, по которым пассажиры речного транспорта сходят на берег, стали настоящим камнем преткновения в конфликте, по одну сторону которого парк «Самарская Лука» во главе с Александром Губернаторовым, выдвигающий требование согласовать деятельность речников в Минприроды РФ, по другую - СРПП, возглавляемое Дмитрием Лукьяновым, оказавшееся в ловушке формально-юридического подхода чиновников к вопросу развития социально-значимой отрасли пассажирских перевозок.
Что стоит за многочисленными судебными исками, штрафами, по сумме приближающимися к миллиону, сухими юридическими формулировками и кто будет реально учитывать интересы граждан, разбиралось «Дело».

Берег правый

Село Шелехметь Волжского района Самарской области (где, по словам общественников, представители нацпарка «кошмарят» жителей) расположено на правом берегу Волги в 14 км западнее села Рождествено. Постоянное население, по данным переписи 2010 года, здесь насчитывает более 350 человек. Летом это число увеличивается в разы.
В середине пятидесятых годов прошлого века в Шелехмети активно организовывали турбазы для отдыха советских трудящихся на заволжских просторах. Кроме того, на берегу обустраивались стихийные палаточные городки, куда горожане заселялись целыми семьями в самом начале лета, а снимались с места только в середине сентября. Пользование летними домиками, полученное когда-то от предприятий, люди передавали из поколения в поколение. И постоянные жители поселка, и так называемые отдыхающие, и в те времена, и по сей день добираются до Шелехмети из Самары и обратно речным транспортом. Львиная доля «заволжцев» пользуется регулярными рейсами СРПП.
Шелехметь входит в муниципальное образование сельское поселение Рождествено. По данным Самарастата, численность населения в нем на январь 2018 года превышала 8,8 тыс. жителей. Многие из них работают в Самаре и вынуждены ежедневно переправляться через Волгу туда и обратно. Летом в селах поселения Рождествено, по оценкам экспертов «Дела», живут более 16 тысяч человек. Все это делает предельно понятным востребованность маршрутов СРПП.
В период навигации речники ежедневно совершают семь рейсов (туда и обратно) до остановочных пунктов Подгоры и Гаврилова Поляна. До пристани Рождествено и обратно судна СРПП курсируют 17 раз. «Ежедневно мы перевозим по этому направлению более 2 тыс. пассажиров, - поясняют «Делу» в компании, - существенную долю из них составляют льготники. Например, пенсионеры, цена билета которых 35(!) рублей. Так, за навигацию 2018 года мы перевезли более 60 тыс. пенсионеров только по направлениям до сел Рождествено, Подгоры и Гаврилова Поляна».

Платить всем

Как раз за то, что по мосткам-сходням на упомянутых выше остановочных пунктах с дебаркадеров СРПП пассажиры спускаются на землю национального парка инспекторы «Самарской Луки» и выписали перевозчику первые 900 тыс. рублей штрафа. Волжский районный суд оставил решения о привлечении к административной ответственности СРПП за осуществление социально-экономической деятельности на территории НП «Самарская Лука» в отсутствии согласования с Минприроды РФ в силе, компания, в поисках законного решения и здравого смысла, обратилась с обжалованием в вышестоящие судебные инстанции. Жители поселков забили тревогу.
Немудрено, лишившись единственного легального перевозчика, они остаются практически отрезанными от внешнего мира. В то время как рынок частных речных перевозок – по сути, рядовых владельцев моторных лодок может резко расшириться. По самым скромным подсчетам его емкость может составлять около полумиллиарда рублей за период навигации. Опасения как экспертов, так и рядовых жителей вызывает то, что деятельность таких перевозчиков не подлежит практически никакому контролю и регулированию, что негативно сказывается на безопасности.
Кроме того стоимость услуги, в зависимости от класса и вместимости катера, колеблется от 1,2 до 6,5 тыс. рублей за двадцатиминутный маршрут. Таким образом, стоимость поездки каждого из четырех возможных пассажиров на «Прогрессе» от Самары до Рождествено составляет 400 рублей, в то время как сегодня жители этого поселка добираются на работу и домой за 80 рублей в одну сторону.

Припарковали

«Дирекция нацпарка «Самарская лука» занимается геноцидом жителей Рождествено, а реальные проблемы не решаются!»; «Гнать их всех поганой метлой» - гневные посты в соцсетях сыпятся на руководство «Самарской Луки» как из рога изобилия. По правобережью катится волна общественного возмущения, жители поселков обращаются к депутатам и правозащитникам, отождествляя претензионную активность руководства нацпарка с попыткой закрыть пассажирские речные перевозки.
«Решения судов, которыми оставлены в силе постановления о назначении административного наказания ООО «СРПП», не являются прямым запретом водных перевозок, но они создают финансовые условия, при которых деятельность по перевозке пассажиров может быть прекращена, поскольку 900 тыс. рублей — это серьезное обременение для организации, осуществляющей социально-значимые перевозки в соответствии с госконтрактом, заключенным с правительством Самарской области. А если руководство нацпарка повторит операцию патрулирования с целью обнаружения пристаней на правом берегу реки Волга и привлечет к административной ответственности перевозчика еще раз, назначив баснословный штраф в размере 300 тыс. рублей за каждую пристань? Думаю, региональному Минтрансу сложно будет найти другого перевозчика», - разделяет тревогу жителей правобережья Алексей Бородин, вице-президент Палаты адвокатов Самарской области.
По мнению юристов, задуматься следует не только правительству региона, но и руководителям нацпарка, так как может наступить день, когда несколько тысяч жителей поселков, находящихся на правом берегу Волги, не смогут выехать оттуда или попасть домой. «В такой ситуации можно усмотреть нарушение прав граждан, предусмотренные ст. 27 Конституции РФ, на право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, ст. 35 конституции в части права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в собственности, ст. 36 конституции, которая предусматривает право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц», - говорит Алексей Бородин. Предостерегает адвокат должностных лиц нацпарка от проведения повторной компании по штрафованию перевозчика еще и потому, что их юридическая позиция небезупречна. Дебаркадер находится в акватории, сходни для посадки и высадки пассажиров расположены в зоне хозяйственного назначения НП «Самарская Лука» и являются, по сути, хозяйственными объектами, что позволяет их эксплуатировать, поскольку это связано с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов. Что прямо предусмотрено в Положении о национальных природных парках Российской Федерации и Положении о национальном парке «Самарская Лука».
В Минприроды РФ, «Делу» подтвердили, что из 12 остановочных пунктов СРПП - 11 располагаются в хозяйственной и рекреационных зонах национального парка, в которых разрешается хозяйственная деятельность, направленная на функционирование объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности местного населения.

Концы в воду

Ключевым же моментом можно назвать то, что в ходе трех разбирательств между СРПП и «Самарской Лукой» в арбитраже в 2016 – 2017 годах было установлено, что перекинутые с дебаркадера на берег, касающиеся лишь края береговой полосы мостки-сходни «хозяйственно-экономической деятельностью» называть нельзя, а значит и согласования с Минприроды РФ они не требуют.
Само же причальное сооружение (дебаркадер) находится в акватории реки Волги. Судом были отклонены доводы нацпарка о том, что СРПП способствует незаконному присутствию граждан, возведению ими строений, причинению ущерба лесонасаждениям и почвенному покрову, постоянно возникающим пожарами в лесном фонде, причинами которых является деятельность нарушителей. Очевидно, что ответственность перевозчика за последующую деятельность пассажиров после исполнения договора перевозки законом не предусмотрена.
Суд принял решение, что требования нацпарка к СРПП прекратить деятельность по размещению причального сооружения на земельном участке заповедной и особо охраняемой зон Рождественского объединенного участкового лесничества; по высадке пассажиров на земельный участок заповедной и особо охраняемой зон Рождественского объединенного участкового лесничества, осуществляемую при эксплуатации дебаркадера (понтона) в участке акватории водного объекта реки Волга не могут быть удовлетворены, так как затрагивают права и законные интересы неограниченного круга граждан на пользование ресурсами национального парка как объекта общенационального достояния.

Поди туда, не знаю куда

«Все суды по этому делу нацпарк выиграл. ООО «СРПП» необходимо в кратчайшие сроки согласовать свою деятельность в Минприроды РФ согласно федеральному законодательству», - в национальном парке на вопросы «Дела» отвечают сухо, с настойчивым рефреном о требованиях ФЗ №33 «Об особо охраняемых природных территориях». На доводы об отсутствии реальной процедуры согласования такой деятельности, по причине которого уже было однажды отказано в согласовании пристани Шелехметь в 2013 году, и возможности администрации нацпарка выступить неким посредником в решении этой проблемы в «Самарской Луке» ответили: «В функции Национального парка не входит согласование социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, этим занимается Минприроды РФ».
Вполне очевидно, что не собирается нацпарк решать проблему перевозок жителей правобережных поселков, в случае если в результате финансового и административного давления СРПП не сможет более осуществлять перевозки. «Национальный парк «Самарская Лука» не планирует строительство дебаркадеров и осуществлять деятельность, аналогичную деятельности ООО «СРПП», так как это не входит в функции нацпарка», - комментирует языком деловой бумаги «Самарская Лука».
На тех же формальных позициях строит свой ответ и Минприроды РФ. «В 2013 году было отказано ООО «СРПП» со стороны МПР РФ в согласовании деятельности только в отношении «остановочного пункта «Шелехметь», так как данная территория располагается в границах заповедной функциональной зоны национального парка, в которой запрещается всякая хозяйственная деятельность согласно ФЗ 33 «Об ООПТ».
По остальным «остановочным пунктам» в границах национального парка в МПР РФ обращений СРПП не поступало», - поясняют «Делу» в министерстве. Почему министерство и национальный парк упорно не видят принятого судами 2016-2017 годов решения об отсутствии в мостках-сходнях какой-либо хозяйственно-экономической деятельности, а значит и принципиального отсутствия требования ее согласования, остается загадкой. Почему районный суд не учел этого, казалось бы, очевидного момента? Тоже непонятно, но еще более непонятно, как найти выход из сложившейся ситуации.

Приплыли

Казалось бы, что мешает обратиться в Минприроды РФ и согласовать пресловутые мостки? Не все так просто. «Делу» удалось выяснить, что, согласно действующему законодательству, предоставление государственной услуги по согласованию вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территории национальных парков и их охранных зон, не установлено. Здесь СРПП приходит в формально-юридический тупик. Исходя из выводов Высшего арбитражного суда РФ, обеспечение требования закона о согласовании деятельности с Минприроды РФ России относится к обязанности хозяйствующего субъекта. Но делать он это должен в соответствии с федеральным законодательством, до начала осуществления планируемой деятельности. То есть и обращаться СРПП в Минприроды уже поздно, и процедуры такой не установлено, а обязанность есть. Приведет ли это компанию, занятую в социально-значимой сфере региональной экономики со штатом более трехсот человек к остановке деятельности? Не исключено.
Стоит отметить, что действия руководства НП «Самарская Лука» по наложению административных штрафов на перевозчика не только не способствует ограничению транспортной доступности населения Самарской области, но и фактически направлены на противодействие (срыв, саботаж) реализации национального проекта «Экология», утвержденного президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16), согласно которому в 2019 году должно быть достигнуто увеличение количества посетителей на осмобо охраняемых территориях на 4 313000 человек», - считают в СРПП.

Комментарий

Дмитрий Лукьянов,
руководитель АО «Порт Самара»


ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» осуществляет перевозку пассажиров водным транспортом в рамках социального заказа Правительства Самарской области на основании госконтракта. Предприятие является получателем субсидий за счет средств областного бюджета, что позволяет поддерживать низкую стоимость проезда речным транспортом. Основная часть пристаней эксплуатируется в границах береговой полосы НП «Самарская Лука». При этом их расположение, а также расписание движения судов устанавливаются по согласованию с региональном Министерством транспорта и автомобильных дорог. Размещение дебаркадеров и понтонов в качестве остановочных пунктов - в соответствии с договорами водопользования, заключенными с территориальным подразделением Министерства природных ресурсов РФ.
В данном случае нам не совсем понятна позиция НП «Самарская Лука», когда по распоряжению директора парка Губернаторова А.Е. проводятся несанкционированные рейды и проверки в отношении наших остановочных пунктов в отсутствии на то законных оснований. В то же время, на территории НП «Самарская Лука» существует ряд более глобальных проблем, связанных с незаконной застройкой и вырубкой заповедных земель, а также организацией стихийных свалок мусора и т.п., на которые руководство парка совершенно не обращает никакого внимания!
В случае отказа в согласовании социально-экономической деятельности и продолжившегося административного давления со стороны ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», мы вынуждены будем нарушить существующую десятилетиями маршрутную сеть пассажирских перевозок речным транспортом в Самарской области. Мы будем вынуждены обратиться в компетентные правоохранительные органы с требованием дать правовую оценку действиям должностных лиц НП «Самарская Лука» на предмет их соответствия действующему законодательству, а также в иные природоохранные общественные организации и к депутатам Государственной думы с просьбой оказать содействие в решении этой проблемы.


Справка: СРПП осуществляет 80% водных перевозок по маршрутной сети с 21 остановочным пунктом.