Самарский правовой центр Самарский правовой центр
Официальная группа Самарского правового центра
телефон приемной (846) 267-30-76

21 апреля 2015 года Государственная Дума в первом чтении будет рассматривать проекты постановлений Государственной Думы № 765403-6 «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» и № 765411-6 «О порядке применения Постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов», внесенные Президентом России.

20.04.2015

Предложения Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы

Объявление амнистии являет собой акт гуманизма и милосердия, реализующий конституционные полномочия государственной власти.

Кроме того, объявление амнистии представляется социально обоснованной акцией, учитывающей сложности реформы правоохранительной и пенитенциарной систем, а также перспективы социальных и правовых процессов.

В ходе заявленных в майских Указах Президента РФ 2012 г. реформ государственных структур проведение амнистии представляет собой необходимую адекватную реакцию на несовершенства правоохранительной системы и неудачи в сфере уголовной политики, которые осознаются властью и обществом как препятствующие социальному, экономическому и правовому развитию. Среди них: неэкономное, социально необоснованное расширение сферы применения уголовной репрессии, не преодоленная традиция избирательного использования механизмов уголовной ответственности в деятельности органов расследования, до настоящего времени так и не обеспеченная независимость судов, низкий, граничащий с правовым нигилизмом уровень профессионального правосознания и гражданского самосознания работников правоохранительных органов, препятствующий укреплению правового порядка и развитию цивилизованных способов разрешения правовых конфликтов, которые возникают в сфере публично-правовых и частно-правовых отношений, в том числе продолжающаяся практика использования уголовного преследования для разрешения хозяйственных споров. Не работают эффективные социально ориентированные программы предупредительной, профилактической деятельности, опирающейся на широкий общественный контроль за преступностью, правоохранительной системой, процессами исполнения наказания и ресоциализации осужденных.

Амнистия помогла бы создать необходимые предпосылки для реформирования пенитенциарной системы, приведя к уменьшению численности так называемого «тюремного населения» Без сокращения числа находящихся в пенитенциарных учреждениях невозможно обеспечить их коренное преобразование. Существующая система исполнения наказаний должна начать действовать в соответствии с современными представлениями о целях наказания, руководствуясь общепризнанными стандартами содержания осужденных и конституционными обязанностями государства по обеспечению защиты человеческого достоинства.

Принятие акта об амнистии актуализируется и в связи с изменением судебной практики назначения наказания в виде лишения свободы и условно-досрочного освобождения от него. На фоне достаточно серьезного снижения в последние годы назначаемых по приговорам видов наказания, что является обоснованной реакцией на сверх репрессивную уголовную политику, резко и существенно упало число удовлетворяемых ходатайств об условно- досрочном освобождении. Этим нарушаются сущностные принципы уголовной ответственности: суровые меры наказания за ранее совершенные деяния не корректируются в соответствии с современными представлениями об их общественной опасности, что приводит и к нарушению принципов равенства при привлечении к уголовной ответственности, и к отступлению от необходимой обратной силы фактически смягченной изменившейся оценки опасности деяния, выражающейся в более широком применении мер, не связанных с лишением свободы, и, наконец, к нецелесообразному продолжению изоляции осужденного от общества в тех случаях, когда цели наказания уже достигнуты. Амнистия может сыграть важную роль и в одномоментной корректировке такого положения.

Такие потенциальные возможности и задачи амнистии предопределяют ее характер и масштабы как широкой, распространяющейся не на отдельные виды преступных деяний (как, например, недавняя «экономическая амнистия»), или на отдельные категории привлеченных к уголовной ответственности (женщин, инвалидов и т.д.), а на значительный контингент осужденных к разным видам наказания.

Амнистия предполагает смягчение отрицательных правовых последствий осуждения для всех лиц, привлеченных к ответственности за совершение деяний ненасильственного характера, которые не повлекли доли лишения свободы среди всех причинение тяжкого ущерба для жизни и здоровья людей. При проведении амнистии, бесспорно, должны учитываться требования баланса интересов общества, государства и личности, принципы равенства и справедливости.

Исходя из этого, предусматривается освобождение от наказания для осужденных, которые нуждаются в большей социальной поддержке – это несовершеннолетние, женщины, пенсионеры, инвалиды, участники боевых действий, неизлечимо больные.

В то же время амнистия не применяется в отношении исчерпывающе формулируемого перечня тех категорий осужденных и конкретных составов преступлений, общественная опасность которых представляется не допускающей смягчения ответственности. К таким относятся: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, похищение человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда, незаконное помещение в психиатрический стационар, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, разбой, сопряженные с причинением смерти, с использованием оружия и насилием такие деяния, как террористический акт, бандитизм, организация преступного сообщества, угон воздушного судна; хищение ядерных материалов, оружия, особо крупные размеры оборота и хищения наркотиков, государственная измена, шпионаж; посягательство на жизнь государственного деятеля, сотрудника правоохранительного органа или лица, осуществляющего уголовное судопроизводство; насильственный захват власти, диверсия, повлекшие тяжкие последствия должностные злоупотребления и превышение должностных полномочий, получение взятки в крупном и особо крупном размере, а также лицами, занимающими государственные должности; незаконное заключение под стражу, дезорганизация деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; насильственные действия, в том числе с применением оружия и причинением тяжкого вреда здоровью, совершенные военнослужащим по отношению к военному начальнику или другому военнослужащему; преступления против мира и человечества.

Должен действовать также запрет освобождения от наказания для тех осужденных, которые ранее уже освобождались из мест лишения свободы в порядке помилования или амнистии и вновь совершили умышленные преступления; для осужденных, вновь совершивших, находясь в местах лишения свободы, умышленные преступления, повлекшие тяжкие последствия для жизни и здоровья, а также для особо опасных рецидивистов.

Широкий характер предлагаемой амнистии обусловливает использование разных форм смягчения правовых последствий осуждения, выбор которых зависит от строгости предусмотренных уголовным законом санкций, а также видов и сроков назначенных и отбытых мер наказания. Должны полностью освобождаться впервые совершившие преступление, за которое назначено наказание до трех лет лишения свободы или осужденные за неосторожные преступления на срок до пяти лет лишения свободы включительно, а также лица, уже отбывшие определенный, устанавливаемый в акте амнистии срок наказания, величина которого зависит от размера наказания, назначенного судом. Также пропорционально назначенному и отбытому наказанию сокращаются сроки наказания для осужденных, которые не освобождаются из мест лишения свободы. Смягчение правовых последствий осуждения относительно большей части деяний происходит не путем полного освобождения, а на основе сокращения сроков лишения свободы, или сроков, на которые лицо подвергнуто дополнительным мерам наказания, сроков судимости, испытательных сроков при условном осуждении.

Представляется правильным проявить хотя бы некоторое милосердие и по отношению к тем осужденным, на которых не распространяются ни освобождение, ни пропорциональное назначенному или отбытому сроку наказания его сокращение: их наказание сокращается на один год, а если на момент опубликования акта амнистии, срок наказания, не отбытый осужденным, не превышает одного года, то он подлежит освобождению из мест лишения свободы. В сравнении с длительным сроком уже отбытого осужденным лишения свободы такое сокращение срока, трудно признать противоречащим справедливости, особенно на фоне часто необоснованной и непропорциональной репрессивности уголовных наказаний.

Должны применяться и такие способы смягчения ответственности, как освобождение от некоторых дополнительных наказаний, а также сокращение сроков судимости, или освобождение после отбытия наказания от административного надзора – при условии соблюдения лицами, освободившимися из заключения, предъявляемых к ним органами исполнения наказания требований.

Исходя из цели амнистии как акта милосердия в отношении лиц, действия которых не имели насильственного характера и не повлекли тяжких последствий для жизни и здоровья, представляется необходимым применение амнистии к случаям неоконченных преступлений. Внося свои предложения по объявлению амнистии в отношении широкого круга осужденных, Совет, помимо прочего, учитывает тот научно установленный факт, что уровень рецидивной преступности среди амнистированных значительно ниже, чем среди отбывших срок наказания полностью. Вот почему предлагаемая амнистия может и должна стать важным средством борьбы с преступностью. Те осужденные, которые хотят и находят в себе силы для возвращения в мир законопослушной жизни, должны получить шанс.



ДОКУМЕНТ С ТЕКСТОМ АМНИСТИИ

ДОКУМЕНТ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ОБ АМНИСТИИ