Самарский правовой центр Самарский правовой центр
Официальная группа Самарского правового центра
телефон приемной (846) 267-30-76

Подпрограмма 1. Обеспечение защиты публичных интересов

2.05.2013

реализации прав граждан и организаций

 

Ответственный исполнитель подпрограммы

 

-

Министерство юстиции Российской Федерации

Соисполнители подпрограммы

 

-

отсутствуют

Участники подпрограммы

 

-

отсутствуют

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

 

реализация ведомственных целевых программ не предусматривается

Цель подпрограммы

-

повышение уровня защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций

 

Задачи подпрограммы

-

1. Упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи и реформирование института адвокатуры путем введения единых стандартов допуска в профессию, дифференцированных в зависимости от сферы оказания юридической помощи.

2. Создание механизма регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации.

3. Создание и введение в действие эффективного механизма исключения из профессии.

 

 

4. Повышение статуса адвокатов в профессиональном юридическом сообществе, в том числе: обеспечение при необходимости эффективного доступа к различной информации и документам с тем, чтобы адвокаты имели возможность оказывать эффективную юридическую помощь своим клиентам; обеспечение и строгое соблюдение конфиденциального характера любых соглашений и консультаций между адвокатами и их клиентами в рамках их профессиональных отношений.

 

 

5. Развитие и поддержание конкуренции на рынке профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа на рынок для недобросовестных участников.

6. Обеспечение оказания юридической помощи адвокатами, в том числе бесплатно.

 

 

7. Повышение эффективности взаимодействия и внутренней организации деятельности Минюста России в сфере нотариата на основе информационного обмена, включая переход на предоставление государственных услуг в сфере нотариата в электронном виде.

8. Повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможностей получения гражданами информации о нотариусах.

9. Повышение доступности нотариальных услуг и качества совершенных нотариальных действий нотариусами и должностными лицами местного самоуправления.

 

 

10. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе контроля и надзора в указанной сфере деятельности.

11. Совершенствование порядка предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состоянии как наиболее востребованных (массовых) и приоритетных.

12. Обеспечение предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в электронном виде.

 

 

13. Подготовка модельных учредительных документов для конкретных организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

 

 

14. Совершенствование нормативно-правового регулирования контроля деятельности некоммерческих организаций.

15. Переход на предоставление государственных услуг в сфере регистрации некоммерческих организаций в электронном виде (в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)").

16. Оптимизация форм, объема и способов предоставления некоммерческими организациями отчетности в территориальные органы Минюста России.

 

 

17. Введение электронного взаимодействия органов юстиции и некоммерческих организаций при осуществлении контроля деятельности некоммерческих организаций.

18. Обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о деятельности некоммерческих организаций (в установленных пределах).

19. Введение практики использования информационных ресурсов Минюста России в сети Интернет для взаимодействия некоммерческих организаций (в том числе с органами Минюста России).

 

 

20. Расширение практики использования печатных изданий для доведения целевой информации по вопросам предоставления органами Минюста России государственных услуг (исполнения государственных функций) в сфере регистрации некоммерческих организаций (выпуск тематических печатных изданий).

 

 

21. Осуществление текущего и контрольного мониторинга исполнения государственных функций (оказания государственных услуг) в сфере регистрации некоммерческих организаций, выявление проблемных вопросов и выработка предложений по их решению.

 

Целевые индикаторы

и показатели подпрограммы

-

1. Объем юридических услуг (помощи), оказанных адвокатами бесплатно (в натуральном выражении).

 

 

2. Удельный вес услуг, оказанных адвокатами гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в общем объеме услуг, оказанных адвокатами.

3. Доля граждан, удовлетворенных качеством юридических услуг (помощи) от общего числа граждан, обратившихся к адвокатам.

 

 

4. Увеличение общего количества нотариусов в Российской Федерации к 2020 г. до 8 000 человек.

5. Снижение количества жалоб граждан на действия (бездействие) нотариусов к 2020 г. до 3 000 жалоб в год.

6. Снижение количества нотариальных округов, в которых отсутствует нотариус, к 2020 г. до 50.

7. Предоставление государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в электронном виде (доля заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и совершении иных юридически значимых действий, поступивших в электронном виде, к общему количеству поступивших заявлений).

 

 

8. Удовлетворенность граждан качеством и доступностью государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

9. Снижение количества жалоб граждан на действия (бездействие) органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, к 2020 г. до 200 жалоб в год.

 

 

10. Защита прав некоммерческих организаций при осуществлении государственного контроля, снижение административных барьеров (увеличение доли документарных проверок по отношению к выездным).

 

 

11. Предоставление государственной услуги по регистрации некоммерческих организаций в электронной форме (доля заявлений о государственной регистрации некоммерческих организаций, поступивших в электронной форме, к общему количеству поступивших заявлений).

 

Этапы и сроки реализации подпрограммы

-

2013 - 2020 годы (в 2 этапа)

2013 - 2014 годы (этап 1):

совершенствование законодательства Российской Федерации об адвокатуре;

совершенствование законодательства Российской Федерации о нотариате, принятие соответствующих нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата;

совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе в части предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в электронном виде;

совершенствование межведомственного электронного взаимодействия между органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния и органами, организациями, предоставляющими государственные и муниципальные услуги;

 

 

 

утверждение плана мероприятий и разработка нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации в сфере контроля и надзора за деятельностью некоммерческих организаций;

завершение перевода государственной услуги по государственной регистрации некоммерческих организаций в электронную форму;

анализ проведенной работы и (при необходимости) корректировка мероприятий, предусмотренных программой.

 

 

2015 - 2020 годы (этап 2):

завершение плановых и программных мероприятий по основным направлениям подпрограммы, проведение мониторинга реализации подпрограммы и экспертизы полученных результатов

 

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

 

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы 1 составляет - 59 978 935,30 тыс. руб., в том числе:

2013 г. - 7 068 678,40 тыс. руб.

2014 г. - 7 541 250,30 тыс. руб.

2015 г. - 7 561 501,10 тыс. руб.

2016 г. - 7 561 501,10 тыс. руб.

2017 г. - 7 561 501,10 тыс. руб.

2018 г. - 7 561 501,10 тыс. руб.

2019 г. - 7 561 501,10 тыс. руб.

2020 г. - 7 561 501,10 тыс. руб.

 

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

1. Создание единого рынка услуг по оказанию юридической помощи, доступной различным группам населения.

2. Наиболее полное обеспечение реализации гражданами и организациями своих имущественных и иных законных прав и интересов.

3. Повышение эффективности, качества и оперативности предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

4. Повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечение реализации гражданами и организациями своих имущественных и иных законных прав и интересов.

 

 

 

1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы,

в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере

и прогноз ее развития

 

В соответствии с Положением о Минюсте России, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Современный рынок юридических услуг представляет собой разрозненную структуру, включающую в себя такие профессиональные сообщества, как адвокатура, нотариат, а также частный юридический консалтинг. При этом сферы деятельности адвокатуры и нотариата на сегодняшний день имеют нормативно-правовое регулирование, в то время как иная часть остается вне рамок государственного регулирования.

Адвокатура является профессиональным сообществом, построенным на основе обязательного членства адвокатов в адвокатских палатах, работающих в рамках общих этических правил. Современная адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления и действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Наиболее близко к адвокатской деятельности примыкает деятельность юридических фирм, созданных в форме коммерческих предприятий либо организованных индивидуальными предпринимателями. Такие субъекты в качестве основного вида деятельности занимаются оказанием услуг правового характера на коммерческой основе.

С момента принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре) были выявлены определенные недостатки правового регулирования адвокатской деятельности. Часть из них относится к недостаточному регулированию рынка квалифицированной помощи.

Основной проблемой российского рынка юридических услуг является недостаточно высокий общий уровень профессионализма лиц, оказывающих на постоянной основе юридические услуги гражданам и организациям.

За исключением адвокатов и нотариусов лица, оказывающие юридические услуги, не обязаны подтверждать свою квалификацию в области знания российского права. В настоящее время представительство в суде вправе осуществлять практически неограниченный круг лиц как обладающих, так и не обладающих необходимыми знаниями и опытом в области права.

Не менее серьезной проблемой является деятельность недобросовестных лиц на рынке юридических услуг, вовлеченных в совершение преступных (в том числе, коррупционных) деяний. Лица, исключенные из адвокатского или нотариального сообщества за совершение аморальных и противоправных поступков, имеют возможность продолжать заниматься юридической деятельностью в качестве практикующего юриста или работника коммерческого предприятия (организации). В настоящее время отсутствует эффективный законодательный механизм, позволяющий исключить таких недобросовестных лиц из юридического сообщества.

Действующее законодательство в сфере юридической помощи регулирует порядок допуска к профессии и квалификационные требования лишь к незначительной части от общего числа представителей юридических профессий (адвокаты и нотариусы). Предоставление профессиональных юридических услуг большинством юристов, а также качество этих услуг по-прежнему остаются за рамками правового регулирования.

Сбалансированность рынка юридических услуг и системы адвокатуры зависит от эффективного законодательного регулирования, которое должно осуществляться с учетом государственной политики в сфере оказания квалифицированной юридической помощи в целом.

Ситуация осложняется тем, что на сегодняшний день в России отсутствует какой-либо эффективный механизм контроля качества оказываемой юридической помощи, исключение составляет дисциплинарная ответственность адвокатов.

Большая часть указанных выше проблем не только не решается в рамках действующего Закона об адвокатуре, но и является следствием применения его устаревших и неэффективных положений.

Реформирование российской адвокатуры требует четкого определения места адвокатского сообщества в системе правовой помощи. В частности, необходимо разграничить сферу ответственности адвокатов и всех иных юридических консультантов. Повышение качества работы адвокатского корпуса станет возможным только в том случае, если лучшие юридические кадры будут стремиться попасть в адвокатуру, а не в общий юридический консалтинг. Это может быть обеспечено предоставлением адвокатуре таких процессуальных преимуществ, которые сделают ее предпочтительной, а по некоторым видам юридических услуг - единственной формой предоставления юридических услуг. Только тогда, когда экономические стимулы привлекут в адвокатуру тех специалистов, которые сегодня выбирают юридические отделы корпораций и консалтинговые компании, станет возможным предъявлять к адвокатам реальные требования по квалификации и осуществить в адвокатском сообществе необходимую "чистку рядов".

Общей целью реформирования адвокатуры в нашей стране должно стать создание корпорации профессиональных юридических консультантов, обладающих существенно более высоким статусом, чем сегодняшние адвокаты, удовлетворяющих для его приобретения и удержания высоким этическим и профессиональным требованиям и дорожащих этим статусом. Иными словами, суть реформирования института адвокатуры состоит в повышении ответственности и компетентности адвокатов в обмен на предоставление им гарантированной экономически привлекательной части рынка юридических услуг.